События

2015 г.

Андрей Воронцов

«Точки» превращаются в многоточие


Предисловие

Сборник рассказов прозаиков моего семинара "Точки" (М., "Спорт и Культура-2000", 2013) и его журнальная версия на страницах журнала "Москва" (2013, № 5) вызвали небывалый по нынешним временам резонанс. Коллективных сборников в нашей стране издаются тысячи, а в журналах, альманахах и газетах выходят сотни подборок молодых и начинающих прозаиков, но они чаще всего остаются незамеченными критиками. На "Точки" же до конца 2013 года вышло 7 рецензий ("Литературная газета", журналы "Волга", "Юность", "Север", "Москва", интернет-издания). И неважно, что статьи эти отнюдь не всегда хвалебные: в наше время важен сам факт активной реакции на книгу и журнальную публикацию, а то обычно всё уходит, как в вату. Значит, "Точки" затронули людей за живое, пробудили в них желание откликнуться, а это и есть начало литературного процесса. " ...Это не чтиво, дающее читателю готовые рецепты и расставляющее безапелляционные оценки. Это - серьезная, часто суровая проза, занятая подчас мучительным поиском ответов на больные вопросы времени", - написал о "Точках" в "ЛГ" (№ 20 от 15. 05. 2013) Алексей Антонов.И в самом деле: моих учеников есть за что критиковать - и критикуйте на здоровье, это им полезно, но они недостойны замалчивания. Пока что они, как всякие начинающие, успех напрямую связывают с похвалами, радуются им и огорчены критическими оценками, но еще не знают того, что они счастливчики, с первого же раза сумевшие пробить пелену равнодушия, затянувшую всю нашу литературную жизнь.

Афиша литобъединения ''Точки''



И вот - перед вами второй сборник "Точек", "Точки соприкосновения". Помимо произведений авторов первого сборника, выпускников Высших литературных курсов Литературного института им. Горького (Зои Донгак, Жанны Варнавской, Марины Ивановой, Алексея Контаря-Смирнова, Нины Кроминой, ГюльнарМыздриковой, Екатерины Осориной, Анны Чезгановой, Дмитрия Шостака, Елены Яблонской), здесь рассказы слушателей моих годичных Курсов литературного мастерства при ВЛК, и просто моих учеников, с которыми я поддерживаю контакт с помощью своего сайта http://www.avorontcov.ru (Алины Камаловой, Татьяны Матягиной, Татьяны Медиевской, Анны Пименовой, Татьяны Рыбаловой, Андрея Рыбалова). Объединившись сначала вокруг моего семинара, а потом - вокруг сборника "Точки", они все - члены одной литературной мастерской, которую тоже решено назвать "Точки" - по названию первого сборника и подборки в "Москве". Смысл его раскрывается в предисловии к первой книге: даже если наша проза - всего лишь точки типографской краски, то это - точки сотворения мира. Литературного мира. "Точки" - так назывался рассказ молодого прозаика Дмитрия Шостака, которого уже нет с нами. Но остались его произведения. Готовя свою дипломную работу, так, увы, и не состоявшуюся, Д. Шостак предполагал два своих рассказа, "Ровесники" (неоконченный) и "Завтрак в пене прибоя", объединить в один, на что указал в том варианте "Ровесников", который обсуждался на семинаре. Но сделать он этого не успел, поэтому, согласно его указанию, мы делаем это сами.

Выступление молодых виолончелистов на ''Точках''

Я верю в способность своих учеников изменить к лучшему наш литературный мир, потому что видел становление их буквально с первых их шагов в прозе. Никогда прежде я не слышал о том, чтобы творческое задание мастера превратилось под пером начинающего автора в полноценное произведение, достойное публикации в журнале или книге. Такое почти не случается в литературе. Но только не с авторами "Точек". Например, рассказ Екатерины Осориной "Чувство поезда" - именно мое творческое задание на тему "Павел I- русский Гамлет". При этом ни Павла, ни Гамлета у автора нет, современный герой лишь ассоциируется с ними. Творческая смелость и изобретательность, проявленные Е. Осориной при выполнения задания, и сделала рассказ самостоятельным, оригинальным произведением.

Теперь мои ученики уже сами дают себе творческие задания. И нет оснований полагать, что они выполнят их хуже, чем мои. Кому-то удалось это сделать уже здесь, в этой книге, а у кого-то всё еще впереди. В любом случае, они будущее нашей литературы - ведь будущее ее рождается именно сегодня, а вовсе не завтра.

В раздел